муниципальной программы
«Пропаганда здорового образа жизни,
профилактика наркомании и алкоголизма
среди населения городского округа Новокуйбышевск»
на 2015-2019 г. г.
Наименование Программы |
|
Муниципальная программа «Пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании и алкоголизма среди населения городского округа Новокуйбышевск» на 2015-2019 годы.
|
||||||||||||||
Дата принятия решения о разработке Программы
|
|
Поручение главы городского округа Новокуйбышевск от 31.10.2013 г. (письмо № АДМ-1855)
|
||||||||||||||
Заказчик Программы
Разработчик Программы
Исполнители Программы
|
|
Администрация городского округа Новокуйбышевск
Управление по вопросам семьи и демографического развития администрации городского округа Новокуйбышевск
Управление по вопросам семьи и демографического развития администрации городского округа Новокуйбышевск; Антинаркотическая комиссия администрации городского округа Новокуйбышевск; Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области; · Новокуйбышевский межрайонный отдел Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области; · Отдел Министерства внутренних дел России по г. Новокуйбышевску; · Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.о. Новокуйбышевск; · Некоммерческая организация Благотворительный Фонд «Рето Надежда» Структурное подразделение Администрации городского округа Новокуйбышевск: - Департамент городского хозяйства; · Муниципальное бюджетное учреждение «Центр содействия самоуправлению районов»; · Новокуйбышевское муниципальное автономное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс «ОКТАН»; · Новокуйбышевское муниципальное автономное учреждение «Стадион «Нефтяник»; · Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва»; · Новокуйбышевское муниципальное бюджетное учреждение «Физкультурно-спортивный центр»; · Муниципальное учреждение «Дом молодежных организаций» · Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская военно-спортивная школа «Отчизна» · Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городские парки» ·
|
||||||||||||||
Цель Программы
Задачи Программы
|
|
Совершенствование мер, направленных на снижение уровня потребления наркотических и психоактивных веществ, формирование установок здорового образа жизни среди населения городского округа Новокуйбышевск.
1. Обеспечение безопасности населения городского округа Новокуйбышевск через реализацию эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков и мотивация граждан на выбор здорового образа жизни. 2. Обеспечение межведомственного взаимодействия по реабилитации и социализации жителей г.о. Новокуйбышевск, больных наркоманией. 3. Реализация мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни посредством поддержки общественных инициатив и проведения массовых акций для населения.
|
||||||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
|
|
Начало: январь 2015 года Окончание: декабрь 2019 года С учётом того, что в рамках Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, этапом реализации Программы определён календарный год. По итогам каждого года реализации Программы будет проводиться анализ эффективности мероприятий, расходования средств на основе оценки целевых индикаторов и показателей.
Задача №1: - Доля преступлений, связанных с распространением и употреблением наркотических веществ и алкоголя от общего количества преступлений (в том числе доля и по несовершеннолетним); - Стабилизация показателей, характеризующих состояние заболеваемости алкоголизмом и наркоманией; - Доля впервые выявленных потребителей психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, токсические вещества) в возрасте до 18 лет по отношению к общему числу указанной категории лиц; - Доля лиц, состоящих на учёте в специализированных социальных учреждениях по причине алкогольной и наркотической зависимости и получивших комплекс услуг по социальной реабилитации и адаптации от общего количества лиц данной категории (в том числе доля и по несовершеннолетним); - Уровень профессиональной подготовки специалистов занятых в сфере профилактики: количество специалистов, повысивших квалификационный уровень по данному направлению.
Задача №2: - Доля детей и подростков школьного возраста, вовлечённых в профилактические мероприятия и охваченных программами первичной профилактики, по отношению к общей численности лиц указанной категории; - Увеличение количества жителей, охваченных физкультурно-оздоровительной и культурно-масовой работой; - Доля детей и подростков школьного возраста, охваченных организованными формами досуга и занятости, в том числе и по месту жительства от общей численности данной категории; - Повышение информированности и компетентности населения по проблемам наркомании и алкоголизма, их последствиях, ориентации общественного мнения жителей городского округа на здоровый образ жизни.
|
||||||||||||||
Перечень подпрограмм Программы с указанием сроков реализации
|
|
Программа подпрограмм не имеет |
||||||||||||||
Иные программы с указанием сроков реализации
|
|
нет |
||||||||||||||
Планы мероприятий с указанием сроков реализации
Объемы и источники финансирования программных мероприятий
|
|
нет
Общий объём финансирования Программы за счёт средств бюджета городского округа составляет 8516,0 тысяч рублей. По годам:
|
||||||||||||||
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы |
|
Эффективность реализации Программы рассчитывается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов и показателей Программы к уровню ее финансирования. Результатом реализации Программы станет создание единой системы формирования моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, алкоголя и выбор здорового образа жизни абсолютным большинством населения. Программа позволит обеспечить: - создание благополучной ненаркотической среды в городском округе; - снижение уровня потребления психоактивных веществ среди населения городского округа и повышение эффективности профилактической работы, в том числе по раннему выявлению; - условия для качественного оказания услуг по социальной реабилитации и адаптации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью; - снижение социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами, в том числе уровня криминализации населения, социального сиротства, сопутствующих социальных заболеваний; - повышение информированности и компетентности населения в отношении проблем наркомании и алкоголизма и их последствиях, ориентацию общественного мнения жителей городского округа на здоровый образ жизни; - увеличение охвата детей и подростков профилактическими мероприятиями и программами, направленными на привитие навыков здорового стиля жизни; - качественное улучшение физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы с населением, обеспечение занятости детей и молодёжи активными, организованными формами досуга; - агитационно-пропагандистское и методическое сопровождение профилактической деятельности, повышение квалификации специалистов.
|
||||||||||||||
Система организации контроля за ходом реализации Программы |
|
· Контроль за ходом реализации Программы осуществляет разработчик - Управление по вопросам семьи и демографического развития администрация городского округа Новокуйбышевск.
|
||||||||||||||
|
|
|
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная Программа.
На наркоситуацию в городском округе оказывают влияние следующие факторы:
- Новокуйбышевск представляет собой развитый индустриальный центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Относительно высокий уровень жизни населения привлекает повышенное внимание наркоторговцев.
- Географическое расположение - Новокуйбышевск является городом областного подчинения и расположен в непосредственной близости от Самары (25 км), имеет развитую транспортную инфраструктуру. Здесь проходят важные железнодорожные артерии с общими направлениями: на запад – Москва, на восток – Урал, Средняя Азия и Республика Казахстан. Автомобильное сообщение имеет выходы на трассы федерального и регионального значения: М-5 «Москва-Челябинск», М-32 «Самара-Уральск», Р-226 «Самара-Волгоград» и по ним на пункты пограничного контроля в Саратовской и Оренбургской областях.
Ситуация также осложняется тем, что в город ежегодно прибывает достаточно большое количество граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее значительная часть миграционных перемещений приходится на Узбекистан, Казахстан, Армению, Азербайджан и Кыргыстан.
Доминирующую роль в структуре наркобизнеса в городском округе играет цыганская этническая группа, проживающая в частном секторе. Данный вид преступной деятельности носит семейный характер.
В связи с этим проблема распространения и злоупотребления наркотических средств и других психоактивных веществ частью населения остаётся актуальной.
В разрезе муниципальных образований Самарской области наиболее высокий уровень наркотизации (на 100 тыс. населения) наблюдается в городском округе Новокуйбышевск – 1015,06 человека.
На 01.01.2014 г. на учёте в ГУЗ СО «Новокуйбышевский наркологический диспансер» состоят 4656 человек (2013 г. - 4697 чел.), из них по проблеме наркозависимости – 1487 человек, т.е. 31,9 % (2013 г. – 1526 чел., т.е. 32,5 %). Несовершеннолетних – 60 человек (2013г. – 91 чел.), из них по проблеме наркозависимости – 12 человек (2013г. – 4 чел.).
В общем количестве состоящих на учёте процентное соотношение женщин и мужчин составляет: 83,2% мужчин и 16,8% женщин.
Наркомании, как правило, сопутствуют инфекционные заболевания, ВИЧ – инфекция. Самарский регион входит в число территорий наиболее неблагополучных по ВИЧ-инфекции. Один из наиболее высоких уровеней пораженности отмечается в г.о. Новокуйбышевск.
На 01.01.2014 г. на диспансерном наблюдении находится 1359 ВИЧ – инфицированных, в том числе 8 несовершеннолетних, 471 женщина. 75% инфицированных – это потребители наркотиков. Весь круг заболеваний, связанных с наркоманией дает около 10 % всех смертей и 20% всех госпитализаций.
Очень высока крименогенность среди лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами. По статистике, 95% наркоманов нигде не работают. Следовательно, деньги на наркотики добывают преступным путем. 61% наркозависимых имеют судимость.
В целях предупреждения употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими (первичная профилактика), особое внимание должно уделяется возрастной группе подростков и молодежи, т.к. именно в этом возрасте формируется система моральных и нравственных ценностей, определяющих, в том числе, отношение к возможности употребления наркотических средств и иных психоактивных веществ.
Сравнивая данные ежегодного мониторинга вредных привычек среди школьников города 2013 года с данными двух предыдущих лет можно сделать вывод, что количество подростков, допускающих употребление наркотических или токсических веществ, несколько увеличилось: в 2012 году количество учащихся, имеющих опыт употребления наркотических или токсических веществ, составлял – 5%; в 2013 году – 8%. Рост произошёл за счёт единожды пробовавших, но не имеющих постоянной зависимости.
Сравнительный анализ употребления алкогольных напитков представлен следующими показателями: в 2012 году количество учащихся, употребляющих алкогольные напитки, составлял – 58%; в 2013 году – остался на прежнем уровне (58%). Отмечается прямая зависимость у подростков между курением, употреблением алкоголя и приобщением к наркотикам. Почти 100% подростков, употребляющих психоактивные вещества, курят.
В отличие от наркотических и токсических веществ, активная борьба с которыми ведется уже не один год, алкоголь – это легализованный общедоступный наркотик.
В обеспечение информированности и формирования навыков здорового образа жизни большую роль играют средства массовой информации. Однако на фоне возрастающего количества программ очень мало специальных передач, видео и аудиороликов, способствующих пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании. Отмечается определенная усталость населения от традиционных методов санитарного просвещения (лекции, семинары) и возрастающая потребность в развитии новых форм работы с активной аудиторией (тренинги, дискуссии и ток-шоу, клубные и массовые акции, применение технологий «равный – равному»).
Понимая значимость проблемы, пагубное влияние наркомании на здоровье и качество жизни населения города, решение её должно осуществляться путём использования координационной системы управления, с обязательным применением программно-целевого подхода.
Ключевым звеном в системе мер по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств, профилактике наркомании является Антинаркотическая комиссия администрации городского округа Новокуйбышевск
С 1998 года в городе реализовано шесть антинаркотических программ, осуществляются мероприятия в рамках шестой. Все программы обладают преемственностью, учитывают результаты предыдущих мероприятий, внося свои коррективы, соответствующие определенной ситуации. Серьезное внимание в ходе реализации указанных программ было уделено укреплению и развитию сети лечебных и реабилитационных учреждений, подготовке кадров, изданию учебно-методической литературы для населения городского округа Новокуйбышевск. Эффективность антинаркотической пропаганды в городе большинством респондентов оценивается высоко.
Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и других межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем, внедрить новые направления профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью. В ныне действующей программе более 70% средств заложено именно на профилактику.
Анализ ситуации свидетельствует в целом о позитивном влиянии принимаемых на территории г.о. Новокуйбышевск мер на состояние в сфере незаконного оборота наркотиков. Наблюдаются положительные тенденции по снижению темпов увеличения количества лиц, состоящих на наркологическом учете, стабилизации количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков, уменьшению количества женщин, детей и подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере города. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.
Однако в целях стабилизации наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти и общественных организаций города по профилактике и противодействию наркомании. Для достижения поставленной цели требуется выполнение мероприятий за счет средств городского бюджета, предусмотренных Программой.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий Программы и оценку их результатов.
2. Основные цели и задачи муниципальной Программы.
Цель Программы – совершенствование мер, направленных на снижение уровня потребления наркотических и психоактивных веществ, формирование установок здорового образа жизни среди населения городского округа Новокуйбышевск.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечение безопасности населения городского округа Новокуйбышевск через реализацию эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков и мотивация граждан на выбор здорового образа жизни.
2. Обеспечение межведомственного взаимодействия по реабилитации и социализации жителей г.о. Новокуйбышевск, больных наркоманией.
3. Реализация мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни посредством поддержки общественных инициатив и проведения массовых акций для населения.
С учётом того, что в рамках Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, этапом реализации Программы определён календарный год.
По итогам каждого года реализации Программы будет проводиться анализ эффективности мероприятий, расходования средств на основе оценки целевых индикаторов и показателей.
Начало: январь 2015 года
Окончание: декабрь 2019 года
3. Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации муниципальной Программы.
Задача №1:
- Доля преступлений, связанных с распространением и употреблением наркотических веществ и алкоголя от общего количества преступлений (в том числе доля и по несовершеннолетним);
- Стабилизация показателей, характеризующих состояние заболеваемости алкоголизмом и наркоманией;
- Доля впервые выявленных потребителей психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, токсические вещества) в возрасте до 18 лет по отношению к общему числу указанной категории лиц;
- Доля лиц, состоящих на учёте в специализированных социальных учреждениях по причине алкогольной и наркотической зависимости и получивших комплекс услуг по социальной реабилитации и адаптации от общего количества лиц данной категории (в том числе доля и по несовершеннолетним);
- Уровень профессиональной подготовки специалистов занятых в сфере профилактики: количество специалистов, повысивших квалификационный уровень по данному направлению.
Задача №2:
- Доля детей и подростков школьного возраста, вовлечённых в профилактические мероприятия и охваченных программами первичной профилактики, по отношению к общей численности лиц указанной категории;
- Увеличение количества жителей, охваченных физкультурно-оздоровительной и культурно-масовой работой;
- Доля детей и подростков школьного возраста, охваченных организованными формами досуга и занятости, в том числе и по месту жительства от общей численности данной категории;
- Повышение информированности и компетентности населения по проблемам наркомании и алкоголизма, их последствиях, ориентации общественного мнения жителей городского округа на здоровый образ жизни.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей с разбивкой по годам и в целом за период реализации муниципальной Программы указаны в Приложении № 2.
4. Перечень программных мероприятий.
Мероприятия, направленные на решение задачи № 1 «Обеспечение безопасности населения городского округа Новокуйбышевск через реализацию эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков и мотивация граждан на выбор здорового образа жизни», задачи № 2 «Обеспечение межведомственного взаимодействия по реабилитации и социализации жителей г.о. Новокуйбышевск, больных наркоманией» и задачи № 3 «Реализация мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни посредством поддержки общественных инициатив и проведения массовых акций для населения» представлены в Приложении № 1 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы.
Общий объём финансирования Программы за счёт средств бюджета городского округа составляет 8516,0 тысяч рублей. По годам:
Годы |
Объём финансирования |
2015 |
607,0 тыс. рублей |
2016 |
2248,0 тыс. рублей |
2017 |
1850,0 тыс. рублей |
2018 |
1934,0 тыс. рублей |
2019 |
1877,0 тыс. рублей |
ИТОГО |
8516,0 тыс. рублей |
Объёмы финансирования мероприятий муниципальной Программы в разрезе бюджетополучателей указаны в Приложении № 3.
6. Механизм реализации муниципальной Программы.
Программа реализуется путем проведения мероприятий и ее финансовым обеспечением.
Организации, указанные в графе «Исполнители», несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств.
Координацию и мониторинг хода реализации Программы осуществляет разработчик – управление по вопросам семьи и демографического развития.
В ходе реализации Программы разработчик:
- осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий;
- по мере необходимости уточняет состав исполнителей и вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы на рассмотрение Главы городского округа Новокуйбышевск.
- в течение всего периода реализации Программы осуществляются ежегодные мониторинги реализации Программы.
Исполнители и разработчик Программы в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных программ городского округа Новокуйбышевск Самарской области, утвержденные Постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск № 3560 от 12.11.2013 г., представляют отчет о ходе реализации Программы по установленной форме.
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации муниципальной Программы.
Основным результатом реализации Программы станет создание единой системы формирования моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, алкоголя и выбор здорового образа жизни абсолютным большинством населения.
Программа позволит обеспечить:
- создание благополучной среды проживания в городском округе;
- снижение уровня потребления психоактивных веществ среди населения городского округа и повышение эффективности профилактической работы, в том числе по раннему выявлению;
- условия для качественного оказания услуг по социальной реабилитации и адаптации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью;
- снижение социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами, в том числе уровня криминализации населения, социального сиротства, сопутствующих социальных заболеваний;
- повышение информированности и компетентности населения в отношении проблем наркомании и алкоголизма и их последствиях, ориентацию общественного мнения жителей городского округа на здоровый образ жизни;
- увеличение охвата детей и подростков профилактическими мероприятиями и программами, направленными на привитие навыков здорового стиля жизни;
- качественное улучшение физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы с населением и обеспечение максимальной занятости детей и молодёжи активными, организованными формами досуга;
- агитационно-пропагандистское и методическое сопровождение профилактической деятельности, повышение квалификации специалистов.
Для оценки эффективности Программы применяются индикаторы и показатели, изложенные в Приложении № 4, 5.
|
|
|